четверг, 28 июля 2016 г.

Лондон культурный


Немного поплутав под дождем по типичным Лондонским улицам, я оказалась у Британского музея. Впрочем, его трудно не заметить. Он производит ошеломляющее впечатление. Стоит, возвышаясь над всеми, серый, огромный, внушительный, немного зловещий на фоне сгущающихся туч. Сразу видно, что в нем находится нечто великое и древнее. 

Музей был основан в 1753 году и с этого момента пополнял свое собрание предметами культуры и искусства со всего света. Древний Восток, Древний Египет, Греция, Азия, Рим, Европа… Кстати говоря, многие экспонаты добыты подозрительными и не совсем законными способами (попросту, «награблены» в колониях), до сих пор некоторые страны требуют вернуть различные исторические ценности на родину.
Войдя в музей, оказываешься в светлом, просторном, современном атриуме, где можно спланировать маршрут по музею. Вход, как и во множество музеев Лондона – бесплатный.
Очень удобно, что и на сайте, и на стендах предоставлена специальная информация для туристов: «что посмотреть, если у вас есть час? Если есть три часа?» Но меня в первую очередь интересует то же что и всех, одна из самых богатых и интересных экспозиций…
Разумеется, я не ожидала увидеть доскональную копию зала с жертвоприношениями из фильма «Мумия возвращается», увешанную факелами и с кучей мумий, стоящих вдоль ль стен… Но тем не менее, стеклянные витрины – это очередной разрушенный детский миф. Все мумии аккуратно лежат в саркофагах под стеклом, кроме одной, которая была совсем уж вечно разлагающимся трупом.
Впрочем, египетская коллекция музея очень обширная и помимо мумий там выставлено множество экспонатов, связанных с египетской культурой, религией, мифологией: саркофаги и мумии фараонов, амулеты, папирусы, «книга мертвых», скульптуры…

Например, такой бегемотик. Что он символизировал?...
Или такие фигурки. Они называются "ушебти". Раньше в загробную жизнь вместе с хозяевами отправляли и слуг, но в более позднем и продвинутом Древнем Египте их заменили вот такие статуэтки. Ушебти в загробном мире служили умершему, выполняли за него определенную работу.
Древние египтяне мумифицировали все подряд, не только людей, но и животных, например, кошек. Еще и отдельный саркофаг могли оборудовать:
Не кошками едиными. Были и обезьяны, и змеи... Впрочем, все это вполне логично обосновывается. Животных мумифицировали по нескольким причинам: что-то пойдет в пищу в загробной жизни, кто-то был домашним питомцем, некоторые использовались в качестве жертвоприношения. Возможно, египтяне просто экспериментировали. Крокодилов тоже мумифицировали:
Идем дальше! В Восточном отделе встречается такой барельеф из Дворца Дария I, который находился в Древнеперсидском городе Персеполь. Изображение связано с праздником Новруз – день весеннего равноденствия в зороастризме – вечная борьба льва (олицетворяющего солнце) и быка (олицетворяющего луну), символизирующая весну.
Попутно сверившись с картой и пройдя вперед, я оказалась у средневековой экспозиции. Вот где тоже можно задержаться! Различные картины, статуэтки из средневекового периода европейской истории, украшения и др. 
Одним из главных экспонатов являются Шахматы с острова Льюис, изготовленные из моржового клыка и китовых зубов. 78 фигурок выставлено в Британском музее, 11 в Национальном музее Шотландии. Шахматы нашел житель местной деревни на побережье залива Уиг, после чего резво продал их и хорошо заработал. Кстати говоря, предполагается, что изначально фигур было больше, возможно несколько наборов до сих пор хранятся в частных коллекциях потомков тех, кто успел сорвать куш. А как клад попал на сам остров – история, окутанная тайнами и легендами, в том числе кровавыми и мистическими. Так, в 17 веке один мальчик, сбежавший с корабля (или, согласно другой версии, матрос, потерпевший кораблекрушение) прихватил с собой шахматы. Однако местный пастух убил его и закопал шахматы. Позже убийцу повесили, а клад так и не нашли. 


























Другая легенда связывает находку с "Домом черных женщин" (под "черными/мрачными женщинами" (black women) по гэльским традициям возможно подразумеваются вдовы, носившие черное одеяние или даже женщины с черными волосами), чьи жительницы очень давно вырезали фигурки от унылой жизни в монастыре. Но ни одного документального или археологического подтверждения существования монастыря нет. Шотландские газеты, смакуя бесконечную кутерьму с куплей-продажей шахмат, прибавили мистики в их историю. Ученые же предполагают, что предметы были изготовлены в Норвегии в 12 веке и принадлежали купцу, проживающему на острове Льюис.
Или вот такой музыкальный инструмент «citole», (к сожалению не нашла аналога на русском языке), что вроде гитары. Изготовлен в конце 13 – начале 14 века, позже его переделали в скрипку, по неизвестным причинам. Очень красивые резные декоративные панно с лесными сценами, со странными животными, драконом, лесниками.
В соседних кабинетах расположена потрясающая экспозиция с часами практически всех прошедших веков, многие до сих пор работают.
Часть экспозиции ручных часов от средневековья до наших дней:
Вот такое страдающее средневековье:
Уже по этим нескольким залам можно судить, что Британский музей – потрясающий и имеет в своем распоряжении уникальные исторические ценности...
...а все всё равно бегут к мумиям. 
Гробы жрицы из Фив, 1250 год до нашей эры. Судя по их количеству и внешнему виду, женщиной она была богатой.
Даже огромный магазин производит приятное впечатление. Порадовало наличие сувениров, изготовленных в Соединённом Королевстве, а не в Китае. 
В общем, по Британскому музею можно ходить бесконечно. В нем можно провести весь день... Жаль, у меня нет столько времени.
Продолжаем путь и отправляемся на метро до станции Пимлико. Вроде тот же боро Вестминстер, а все равно как-то тихо, людей практически нет. Весьма фешенебельный район, здесь явно живут те, кто предпочитают тишину и спокойствие динамичности и шуму города.
Небольшие приметы актуальных событий. На бумажке написано "Нет да границам, Да нет Европе":
И вот она, Галерея Тейт, музей обладающий самой большой коллекцией произведений английских художников.
С утра около музея никого нет, кроме парочки местных, туристов и бомжа. 
Внутри приветствует импозантный британский охранник и затем открывается вид на просторный вестибюль.
Галерея состоит сплошь из симметрии, геометрии...
...и иллюзий.
В Галерее больше всего меня интересовали произведения определенного вида направления в живописи - прерафаэлиты.
Ближе к концу 19 века среди художников в тренде было бороться с академизмом в живописи, т.е. с классическими и устоявшимися формами письма картин. Отсюда появились импрессионисты, назарейцы и, разумеется, прерафаэлиты. Последние стремились вернуться к истокам живописи «до Рафаэля», обращаясь к романтике средневековья, к рыцарям, к прекрасным дамам. Картины прерафаэлитов отличаются высокой детализацией, глубокими цветами, необычными сюжетами, символизмом.

Оказавшись в зале с прерафаэлитами, удивилась, т.к. думала, их будет больше. Впрочем, куда больше: огромный зал, увешанный произведениями Россетти, Милле, Ханта и других, оставляет достаточно впечатлений. Особенно приятно, что в такое раннее время никто не толпится, не вопит и спокойно можно наслаждаться произведениями искусства в тишине.

Один из знаковых шедевров данного направления - «Офелия» Джона Эверетта Милле. Данная картина - одна из лучших иллюстраций к известному отрывку о смерти Офелии из трагедии Шекспира. Художник сначала создал пейзаж, и только потом саму Офелию. Так как прерафаэлиты всегда писали с натуры, модель позировала лежа прямо в ванной, причем вода была настолько холодной, что она простудилась и выслала счет художнику на 50 фунтов.
Кроме уже известных мне картин, узнала много новых. Например, «Мастерский замах сказочного дровосека» Ричарда Дадда. Дадд с детства проявлял способности к рисованию, создал несколько произведений, потом, во время экспедиции по Ближнему Востоку, решил, что он новое воплощение бога Осириса, а его отец - Сатана и убил его. Художника признали сумасшедшим, однако и будучи в психушке он не заканчивал писать и создал замечательные картины, в т.ч. эту. Неудивительно, что глаз за нее сразу зацепился, не везде висят произведения, созданные шизофрениками. На переднем плане переплетение веток, трав, цветов, а за ними открывается впечатляющий пейзаж, наполненный сказочными персонажами и интересным сюжетом.

Триптих "Прошлое и настоящее" Августа Леопольда Эгга. Три отдельные сцены, которые связаны между собой визуальными символами.
В следующих залах другая часть собрания, чем дальше продвигаешься по залам, тем старше картины по временной иерархии, от 19 до 16 века.

Два музея, а какие разные впечатления. Один демонстрирует английское наследие, другой мировое; один построен на строгой геометрии, другой  - классический музейный лабиринт. Но в оба хочется вернуться и продолжить изучение удивительных предметов истории и искусства. 

2 комментария:

  1. Интересно было бы услышать хотя бы одну загадочную легенду о сокровищах из Норвегии и как они попали в Британский музей!;)

    ОтветитьУдалить